Фотографии: Дизайн-группа Comme il faunt Выполненный объект: Офис строительной компании на ул. Введенская (г. Киев)
В последнее время все большее и вполне заслуженное внимание при проектировании коммерческой недвижимости уделяется взаимосвязи дизайна интерьера и фирменного стиля.
Так называемый корпоративный, или фирменный, стиль в понимании большинства людей – это знаки, логотипы, визитки, бланки, иногда форменная одежда и т.п. На самом деле, в этом случае мы имеем дело лишь с наиболее часто встречающимися формами воплощения фирменного стиля. По сути же, фирменный стиль заключается в целом наборе ощущений и посылов, ассоциирующихся с образом компании. У любого шрифта, цвета или формы в том же самом логотипе обязательно есть своя история - обоснования, поиска, выбора и создания. Эти ассоциативные составляющие фирменного стиля часто называют стилеобразующими элементами, на основе именно этих элементов происходит работа над интерьером, как одной из форм воплощения фирменного стиля.
Как у любой формы/предмета, будь то лист бумаги (визитка, бланк), флажок на столе или световая инсталляция, у интерьера как у внутреннего пространства, есть свои особенности, обуславливающие набор средств и методов работы с ним.
Технология проектирования
Проектирование офисного интерьера предполагает решение двух основных задач – стилистической и функциональной. Проще говоря, в будущем офисе должно быть «красиво и удобно».
Если отражение фирменного стиля в интерьере чаще всего относится к стилистическим задачам, то в перечень функциональных задач входит, прежде всего, поддержание самой функции и структуры работы компании.
Часто эти задачи пересекаются или, в идеальном случае, дополняют друг друга.
К примеру, оформление интерьера офиса продаж со средней посещаемостью помимо позитивного восприятия торговой марки должно стимулировать клиентов к открытости, общению и доверию, но при этом офис должен быть функционально продуман с точки зрения потоков клиентов и сотрудников, обеспечивая четкость взаимодействия и, тем самым, сокращая время обслуживания клиента и последующей обработки заказа.
Офис крупной компании, использующийся для сложных переговоров, может предполагать обратную задачу – нейтрализовать самомнение посетителя и психологически поддержать статус представителя компании. Реализация такой задачи может предполагать использование массивных и масштабных элементов, дорогих, но «холодных» материалов в зонах ожидания, а организационно в таком офисе можно встретить целый ряд «фильтров», через которые посетителю приходится пройти – оформление пропуска, охрана, ресепшн, зона ожидания, путь в переговорную и т.д.
Жизненный цикл дизайн-проекта
Набор архитектурно-дизайнерских средств и методов решения стилистических и функциональных задач архитектуры и дизайна, по сути, мало изменился за последние десятилетия и не является секретным или непреодолимо сложным знанием. Самое главное – каждый метод должен соответствовать поставленной задаче. В способности понять задачу и индивидуальном подборе для этой задачи методов и средств решения и состоит суть работы дизайнера. С одной стороны, задачу разработки индивидуального проекта можно сравнить с индивидуально пошитым костюмом. С другой стороны, универсальный алгоритм создания хорошего интерьера невозможно объективно описать и он во многом построен на ощущениях и взаимопонимании – иначе, возможно, в профессии дизайнера не было бы нужды.
Тем не менее, попробуем описать основные этапы работы над проектом или, другими словами, «жизненный цикл проекта» и понять круг задач, решаемых на каждом из этих этапов.
Итак, работа над любым проектом начинается с постановки задачи. Как правило, в процессе постановки задачи участвует и дизайнер, формулирующий перечень необходимых для проектирования вопросов, и служба заказчика, формирующая ответы на эти вопросы и собирающая необходимую исходную информацию.
Перечень этих вопросов может включать данные о сфере и характере деятельности компании, ее структуре, штатном расписании и порядке взаимодействия подразделений, составу необходимых офисных, общественных и технических помещений, а также имеющиеся наработки фирменного стиля и дополнительные стилевые предпочтения.
На основе анализа всей исходной информации, а также имеющейся документации по архитектуре и инженерным системам, совместно с Заказчиком формируется задание на проектирование, которое и является основой для последующей работы над проектом.
Построение самого процесса проектирования зависит от таких исходных данных, как степень срочности (поскольку речь идет о коммерческой недвижимости, время, как правило, сжато), необходимая вариантность предложений и т.д.
В большинстве случаев, работу над дизайн-проектом можно разделить на два этапа - эскизный проект и рабочий проект.
На этапе эскизного проекта, как правило, разрабатываются варианты планировочных решений с учетом требуемой функциональности интерьеров; на основе выбранной планировочной концепции, на примере одной из принципиальных стилеопределяющих зон разрабатываются варианты общей стилистики интерьеров, один из которых ложится в основу всей концепции. На этапе эскизного проекта заказчик также может получить представление о прогнозируемом бюджете на материалы, сроках поставок и т.д.
В дальнейшем, на стадии рабочего проекта на основе утвержденных вариантов стилистики и планировочного решения, во взаимосвязи с проектами инженерных сетей, параметрами комплектации и других имеющихся данных по проекту, разрабатывается весь комплект рабочей документации, необходимый для проведения тендеров и производства строительных и отделочных работ.
Цикл проектирования завершает авторский надзор, основными задачами которого является контроль соответствия строительства проектным решениям, необходимые уточнения в проекте, финишный подбор элементов интерьера и т.д. Необходимость в авторском надзоре и его форма зависит от степени сложности проектных решений, а также характера организации всех работ на объекте.
Элементы фирменного стиля и их воплощения в проекте
Крайне редко удачным решением можно назвать «дословное» (с логотипом на каждой стене и пр.) воплощение элементов фирменного стиля в интерьере, тем не менее фирменный стиль вполне может прослеживаться в цветовом решении офиса или массой других неявных способов, ведь хорошие решения чаще всего работают именно на уровне подсознания.
Выбор формы и способа применения элементов фирменного стиля зависит от постановки задачи того, каким образом должно работать то или иное помещение.
Например, в клиентских зонах (такие помещения, как ресепшн, переговорные и т.п.) необходимость следования фирменной стилистике проявляется гораздо чаще, чем в остальных помещениях офиса. При этом излишнее акцентирование фирменного стиля в рабочих зонах может не очень хорошо влиять на сотрудников, вызывая элемент раздражения. Впрочем, в других случаях это может поддержать жесткую «корпоративную культуру» большого часто обновляющегося коллектива.
Фирменный стиль также может находить применение в предметах интерьера и аксессуарах, скажем, в тех же самых клиентских зонах.
Например, решая задачу подбора мебели, можно столкнуться с широким выбором столов, стульев и других типовых наборов – по этим позициям на рынке представлено достаточно эргономичной удобной мебели в различных ценовых диапазонах и разной стилистике. Когда речь идет о входных зонах, стойках ресепшн, информационных стойках, клиентских барьерах и т.д. – то задача подбора мебели переходит в задачу ее индивидуальной разработки и изготовления, в соответствии с решениями фирменного стиля и концепцией интерьера.
Аксессуары могут играть роль акцентов в отражении корпоративного стиля, но требования к их качеству и внешнему виду будут выше, чем к другим элементам пространства («дьявол кроется в мелочах»). Чем мельче вещь, тем сильнее она может испортить впечатление. Клиент может не обратить внимания на дешёвые подвесные потолки, но дешевую ручку с аляповато наклеенным логотипом, которой ему предложат подписать договор, он заметит непременно.
К аксессуарам может относиться все, от вешалок до флажков и ручек на столах. Причем в аксессуарах не обязательно должен использоваться логотип, это могут быть акцентные вещи, например, форма, цветовое сочетание, фактура материала и т.д. В этом случае работает не логотип, а определенная, заложенная в фирменном стиле, идея. В этом смысле аксессуары вполне могут являться рекламной площадкой или решать существенные имиджевые задачи.
Подводные камни
К сожалению, как и процесс любого поиска, ни один проект не застрахован от ошибок и лишь небольшая часть проектов не претерпевает видоизменений в процессе строительства.
Казалось бы, с художественной точки зрения, профессиональных ошибок у дизайнеров по определению быть не может, поскольку не существует общепринятых критериев оценки «красиво и не красиво», а учитывая возможную разницу во вкусах, подчас сложно определить, была ли плохо поставлена задача или она не была понята.
При этом существуют недопустимые нарушения «технологии творческой работы», например, возможное невнимание на стадии эскизного проекта к таким вопросам, как фирменный стиль может стать фатальным для успешности всего проекта.
Критерием правильности принятых решений, помимо удовлетворенности результатом работ заказчика и дизайнера могут являться результаты, объективно показывающие, насколько эффективней стала работа компании в новом офисе.
Помимо таланта и опыта дизайнера, избежать значительных по количеству и по степени тяжести проектных ошибок помогает командная работа подразделений дизайн-студии. Например, работая над любым значительным проектом, дизайнер обязан учитывать все санитарные, противопожарные и строительные нормы, корректировать проектные решения учитывая промежуточные согласования заказчика, данные от смежных организаций, а значит – постоянно взаимодействовать с инженером и менеджером проекта дизайн-студии.
В завершение, хотелось бы сказать, что залогом успешности большинства проектов всегда являлось и является взаимопонимание и взаимодоверие заказчика и дизайнера, а также слаженность их совместной работы.